Где платить налоги заробитчанам – в Польше или в Украине?
Миллионы граждан Украины работают за рубежом. По данным ZUS более чем 308 000 украинцев в 2017 платили взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование в Польше, а, следовательно, были трудоустроены легально. Имеют ли эти люди обязанность платить налоги в Украине? Существует ли между польской и украинской стороной обмен информацией о том, кто сколько зарабатывает? Достаточно ли декларации, поданной в польскую налоговою, чтобы не иметь проблем у себя на Родине?
Обязанность физического лица платить налоги в Украине зависит от статуса ее резидентности (п.п. 14.1.213 ст.14, ст.15 Налогового Кодекса Украины), который, по мнению фискалов, в первую очередь, определяется наличием украинского паспорта.
Хотя двойное гражданство запрещено украинским законодательством, многие соотечественники имеют два и более паспортов. Поэтому наш человек, который работает за границей, может быть признан резидентом, так и нерезидентом Украины для налоговых целей.
Определение резидента.
Согласно налоговому законодательству Украины, обязательства по налогообложению имеют все резиденты Украины, не зависимо от того, в какой стране они получают доход. Другой вопрос, по какому критерию физическое лицо причисляется к резидентам. Как отмечают юристы, в плане работающих за рубежом украинцев ситуация не столь однозначная. Согласно общему критерию, резидент Украины определяется по его месту проживания. Однако, в то же время, со всеми странами ЕС у Украины есть соглашение об избегании двойного налогообложения. Следовательно, в случае с заробитчанами, где критерий постоянного места проживания не очевиден, в дело вступает второй фактор – наличие прописки. Однако и здесь у многих украинцев не все так однозначно, в таком случае в ход идет третий критерий, косвенные признаки, который еще более размыт. В данном случае во внимание берется, в какой стране проживают официальные родственники гражданина, другими словами – где находится центр его «жизненных интересов» (именно такая формулировка используется в законодательстве). По словам юристов, избежать всех возможных вольных трактовок очень просто – в законе есть один четкий критерий определения центра жизненных интересов – проживание в Украине более 183 дней в году. Если человек докажет, что этот срок проживал в Польше или Испании, он автоматически перестает быть налоговым резидентом Украины.
Что произойдет, если не платить.
В большинстве случаев украинцы, устраиваясь на работу за границей, обоснованно надеются, что налоговая служба не узнает об их иностранных доходах. Фискалы же предупреждают, что могут получить информацию о наличии доходов от украинских банков. Теоретически это возможно, например, если иностранный работодатель перечисляет вознаграждение на счет в украинском банке, или если официально безработный положит значительную сумму средств (более 150 тыс грн) на банковский счет. Хотя ст. 62 Закона «О банках и банковской деятельности» защищает украинцев пока и здесь.
Между Украиной и многими странами формально существует выборочный обмен налоговой информацией по отдельным запросам. Поскольку Украина присоединилась к так называемому плану BEPS, то в долгосрочной перспективе возможно и введение стандарта CRS (автоматический обмен налоговой информацией) между странами. Тогда налоговая служба сможет получить информацию обо всех иностранных счетах, принадлежащих украинцам в иностранных банках. Но произойдет это не раньше 2019-2020 годов, из-за определенных объективных причин. Это будет информация только о банковских счетах, а не данные от работодателей.
Наибольшим риском для украинцев является передача фискальными службами Польши, Венгрии, Словакии информации о суммах приобретенных нашими гражданами товаров и полученного Tax free при пересечении таможенной границы с ЕС. Однако это станет реальностью только в рамках стандарта CRS не раньше 2019-2020 гг.